Езда в условиях гололеда

Первый гололед называется День жестянщика — день, когда предательски скользкая ледяная корка на дорогах приводит к резкому увеличению ДТП. Чтобы чувстсвовать себя уверенно в это время нужно хорошо подготовиться. Мы дадим некоторые советы как избежать чрезвычайных ситуаций.

Для начала необходимо подготовить машину – «переобуть» в зимнюю резину. Специалисты рекомендуют «переходить на зиму» уже тогда, когда среднесуточная температура ниже +7 градусов. Перед выездом нужно очищать зеркала и стекла машины, фары и противотуманки, а также не по-ленитесь очистить крышу и капот от снега. Не сделав этого, можно попасть в аварию из-за того, что при торможении шапка снега с крыши съедет на лобовое стекло. Купите специальное средство от запотевания и замерзания стекол. Если такового под рукой нет, то может пригодиться простой совет. Положите в тряпочку поваренную соль, завяжите и протирайте стекло – материя промокнет, а соль предохранит окна от замерзания. Следите, чтобы соль попадала только на стекло и не контактировала с металлом. Для такой протирки подойдет и глицерин.

Особенное внимание уделите правильной посадке. Не стоит управлять машиной одной рукой – не успеете вовремя среагировать на изменение обстановки на дороге. Держать обе руки на руле. Большие пальцы рук положите на обод руля — так лучше чувствуется сцепление с дорогой, и еще, откинувшись на спинку и вытянув руку вперед, вы должны свободно класть запястье на руль.

Вспомните навыки зимней езды – покатайтесь на свободной от дорожного движения площадке: попробуйте погазовать, потормозить, поработайте с заносами. Потренируйтесь с включением-выключением «электронных помощников», если таковые есть: противозаносных систем, ABS, систем курсовой устойчивости и т.п. , и вы поймете, в какие моменты они срабатывают, и не будете бояться их срабатывания в сложной ситуации.

Самое опасное в первом гололеде — это то, что он наступает неожиданно и его не видно. Небольшая влажность и мороз — и асфальт покрыт невидимой корочкой льда. Кроме температуры окружающего воздуха, скользкую дорогу можно определить по характерному «ватному» рулю: на льду он поворачивается легче. Раннее срабатывание антиблокировочной системы (ABS) также подскажет водителю о том, что под колесами лед.

Трогаться с места при гололеде лучше на второй передаче при малой частоте вращения коленчатого вала, разгоняться плавно, переключать передачи быстро, но сцепление включать без рывков. Основные условия движения – осмотрительность, низкая скорость и исключительная плавность. Остановка производится (преимущественно) торможением двигателя. Съезжая с крутого склона или подъезжая к повороту, заранее переключитесь на низшую передачу, чтобы не применять тормоза. Если тормозить все-таки придется, гораздо лучше несколько раз подряд легко нажать на пе-даль тормоза, чтобы в случае юза колеса вы снова вошли в сцепление с дорогой. Ни при каких условиях нельзя тормозить и одновременно поворачивать руль. При таком торможении передние вращающиеся колеса не изменяют направления движения. Если на дороге есть раскатанная колея — можно сместиться на полметра в сторону: эффективность торможения возрастет в полтора раза.

Самые скользкие участки дороги там, где обычно машины тормозят: перед перекрестками, пешеходными переходами, остановками. Подъезжая к таким участкам, нужно притормаживать заранее. Контролируйте дистанцию не только впереди себя, но и сзади: чуть-чуть нажмите на тормоз — загорятся тормозные огни, и водитель сзади тоже притормозит. А вообще это элемент западного подхода к обучению водителей: нужно думать и исправлять ошибки окружающих тебя водителей. Просчитывайте ситуацию на дороге, как в шахматной партии.

Если вы теряете управление: машину не поворачивает (снос передней оси) — чуть уменьшите поворот руля и опять плавно поворачивйте (так называемое «подруливание»), машину разворачивает (занос) — поворачивайте руль в сторону заноса — т.е. в ту сторону, куда надо ехать. Если чуть сбросить газ, то машина наклоняется вперед, передние колеса сильнее прижимаются и лучше тормозят. Если машина заднеприводная — газ сбрасываем, если переднеприводная — немножко увеличиваем, чтобы передние колеса вытягивали. Полноприводный автомобиль тоже вытягивается газом и очень важно поймать занос в самом начале. Если занос небольшой, нужно быстро повернуть руль в сторону заноса и тут же выпрямить. Если занос более продолжительный — поворачивать руль и ждать реакции от автомобиля.

Кроме зимы, гололед может появиться и летом. От куда может взяться гололед летом? На самом деле причин для летнего гололеда может быть несколько. Пожалуй, самая распространенная — до-рожные масляные пятна. Они могут быть в любом месте дорожного покрытия. Наехав колесами на такой «лед», можно остаться без тормозов примерно на 2 — 3 километра, а иногда и на большее расстояние, поэтому, если в жаркий летний день вы увидите мокрое пятно, то лучше, не думая, объехать его. Почувствовать летный гололед можно и в сильный ливень. Поэтому, если ваше авто в «старой обуви», лучше в летний дождливый день сбросить скорость и не рисковать, потому что в лучшем случае машину немного занесет, в худшем — она может стать полностью неуправляемой.
Еще одна причина, это только что выложенный свежий асфальт. Колеса на таком покрытие полностью теряют сцепление с трассой, такой асфальт может оказаться более скользким, чем реальный
лед зимой.